Адыгею посетил с гастролями Луганский музыкально-драматический театр на Оборонной

Луганский академический украинский музыкально-драматический театр на Оборонной в рамках больших гастролей по стране дал два спектакля в Адыгее. Площадкой для показа постановок стал Национальный театр им.И.С.Цея. О работе театра в военное время, Пушкине и пластичной игре на сцене — в материале «СА».
Одним из спектаклей, который Луганский театр представил майкопскому зрителю, стал моноспектакль «Спасти камер-юнкера Пушкина». Его режиссером и исполнителем роли является заслуженный артист Украины Александр Редя.

Трагикомедия рассказывает об обычном советском мальчике Мише Питунине. Он обладал способностью попадать в разные неприятные истории, и в них всегда оказывался виноватым… Пушкин. Тот самый великий классик мировой литературы. Но чем старше становился Миша, тем больше он обращался к произведениям поэта и тем сильнее его интересовала судьба мастера. Со временем он стал одержим планом по спасению Пушкина, которого, по мнению автора спектакля, можно было уберечь от той роковой дуэли.

По задумке зритель постоянно перемещается в прошлое — пушкинское время, узнает о случайных событиях, предшествующих дуэли. Спектакль представляет любопытные подробности личной жизни тех, кто окружал поэта, — Жоржа Дантеса, Луи Геккерна, Натальи Гончаровой.

— Всегда боюсь моноспектаклей, так как актер не может спрятаться за других артистов, декорации, костюмы, он один несет ответственность за все, что происходит на сцене. Впечатлен, как играл Александр Редя! — поделился с «СА» после спектакля заслуженный артист России, народный артист Адыгеи Заурбий Зехов.

Он отметил, что это была профессиональная и пластичная игра. Артист владеет техникой и находится в материале. Он не просто читает текст, а проживает роль.

— И скорость «проживания» — темпоритм тоже важен, и он умеет его держать. Зал все время находился во внимании. Мы прослушали историю Пушкина и увидели проблему, которая возникла во времена перестройки, — произведения классика не продавали в книжных ларьках. Это значит, что прагматизм и копеечные ценности стали вытеснять важное, вечное, — сказал Заурбий Зехов.

Сам Александр Редя после спектакля отметил, что, если хотя бы несколько человек после просмотра постановки возьмут почитать том Пушкина, значит, его работа была не напрасна.

— С творчеством по­эта, конечно, хорошо знакома. После спектакля захотелось изучить его биографию. Сегодня узнала несколько любопытных фактов из его жизни, и появилась потребность получить больше информации, — поделилась зрительница Нина Селезнева.

На гастроли Луганский театр на Оборонной собирался выехать большим составом, однако военное положение внесло свои коррективы. Театр отправился в тур малым составом. Артисты уже побывали в Краснодаре и Новороссийске. После Майкопа их ждут еще три остановки — Ставрополь, Ростов-на-Дону, Элиста.

— В феврале всех наших мужчин младше 60 лет забрали на передовую, где они находились восемь месяцев. Сегодня они снова могут творить. Эти гастроли для нас словно глоток чистого воздуха, потому что когда вокруг военная ситуация, то нервная система находится в постоянном напряжении. Попадаешь в мирный город и кажется, что ничего и не происходит, хотя сегодня звонила домой и знаю, что там были обстрелы. Ну и, конечно, артистам важен культурный взаимообмен, необходимо смотреть на работу коллег и показывать себя, — рассказала коллега Александра Реди народная артистка Украины, народная артистка ЛНР Наталья Коваль.

Несмотря на непростые обстоятельства, в которых приходилось жить всей Луганской Народной Республике с 2014 года, артисты отмечают, что театр не простаивал, все время работал и развивался.

В прошлом году театр отпраздновал 80-летний юбилей. Он был создан в августе 1941 года из эвакуированных актеров и предназначен для обслуживания военных частей и госпиталей в годы Великой Отечественной войны.

В 1944 году драматический театр был направлен в Ворошиловград (ныне Луганск) и переименован в Ворошиловградский украинский музыкально-драматический театр.

В 2015 году зарегистрирован как государственное учреждение культуры Луганской Народной Республики. Его возглавил заслуженный деятель искусств ЛНР Виталий Балджи.

В творческом составе театра работают артисты балета во главе с главным балетмейстером заслуженным деятелем искусств ЛНР Ольгой Тарасенко и оркестр под руководством главного дирижера заслуженного работника культуры ЛНР Сергея Покрасена.

В театре представлено многообразие жанров и обширный репертуар: классика, современные постановки, творческие эксперименты.

Надежда ШРАМ.

 

Фото:  Артур Лаутеншлегер