Дата рождения – 1941 г.
Луганский академический украинский музыкально-драматический театр датой своего рождения считает август 1941 года…
Вот уже несколько месяцев шла война, которую позже назовут самой страшной в истории человечества. Полыхали в огне Белоруссия, Украина, треки фашистских танков рвали дороги Смоленщины, Брянщины.
Готовились к эвакуации заводы, фабрики, учебные заведения первой столицы Украины г. Харькова. К этому времени в городе скопилось немало актеров из занятых врагом городов Украины. Командование Красной Армии принимает, казалось бы, такое неожиданное решение: создать первый Харьковский украинский драматический театр из эвакуированных актеров. Театр, как практическое боевое подразделение, поступил в распоряжение политотдела Черноморского флота для обслуживания морских кораблей и войск Закавказского фронта.
В ноябре 1943 года в творческий состав театра влилась группа украинских актеров из Винницы и Запорожья. В это же время театр получает свое новое название — Харьковский украинский театр музыкальной комедии. Именно — комедии! Ведь слово всегда вдохновляет, а смех не только снимает напряжение, но и разоружает противника.
Основателями театра, по праву, считаются его первый художественный руководитель заслуженный артист Украины Виктор Семенович Довбищенко, режиссер и актер Алексей Яковлевич Громов. Первым директором театра был Александр Иванович Сичевский.
Позже этот прифронтовой театр станет базой для создания Луганского украинского музыкально-драматического театра.
Актеры театров военной поры…. На их долю выпало немало суровых испытаний: концерты под обстрелами, горечь отступления, голод и холод. Но это ведь были особые войска! С первых дней своих театр был в гуще боевых событий: концерты на крейсерах «Ворошилов», «Коминтерн», линкоре « Парижская коммуна», на аэродромах морской авиации и базах подводных лодок, в окопах и госпиталях.
Слово и песня. Они поддерживали боевой дух бойцов, вселяли святую веру в победу над врагом, были глотком свежего воздуха, весточкой от родных и близких с той, довоенной жизни.
В сохранившихся воспоминаниях актеров-фронтовиков поражает их жажда творчества, любовь к зрителям. Практически ежедневно по 4-5 концерта в воинских подразделениях и госпиталях, а вечером — спектакли… «Дай сердцу волю – заведет в неволю» М.Кропивницкого, «Наталка-Полтавка» И. Котляревского, «Сватовство в Гончаровке» и «Шельменко-денщик» Г. Квитки-Основьяненко, «Свадьба в Малиновке» Л. Юхвида, «Без вины виноватые» А.Островского- это далеко не полный перечень спектаклей театра из репертуара 1941-1942гг.
Актеры театров военной поры… Это они, полуголодные, плохо одетые, отдавали последнее из своих мизерных зарплат на изготовление танков и самолетов для сражающихся дивизий, делились своей кровью с ранеными бойцами. Честь им и слава.
Впечатляют гастрольные маршруты театра: Кутаиси, Тбилиси, Ленинакан, Ткибули, Ткварчели…Будучи на гастролях в Баку, театр ставит знаменитую в то время пьесу А. Корнейчука «Партизаны в степях Украины». Пьеса и спектакль раскрывали одну из славных страниц Великой Отечественной войны – борьбу партизан и подпольщиков с фашистскими захватчикам там, на оккупированной врагом родной земле.
В годы войны афиша театра пополнилась спектаклями по пьесам украинской классической драматургии: «Украденное счастье » И.Франко, «Батрачка» И.Тобилевича, «Маруся Богуславка» М. Старицкого, операми «Запорожец за Дунаем» С. Гулака-Артемовского, «Наталка-Полтавка» Н. Лысенко и другими.
1944 год. Войска Красной Армии теснят немецко-фашистских захватчиков. Освобожденные территории страны возвращаются к мирной жизни. В мае этого года Харьковский украинский театр музыкальной комедии был направлен из эвакуации в г. Луганск, и решением Всесоюзного комитета искусств переименован в Луганский украинский театр музыкальной драмы. Летом 1944 года театр начинает свою работу в г. Ровеньки Луганской области, где находился всего 4 месяца. В ноябре 1944 года театр переезжает в г. Коммунарск (ныне Алчевск).
Не имея материально-технической и репетиционной базы, театр поставил ряд сложных по своей драматургии спектаклей: «Несчастная», «Туча», «Сватовство в Гончаровке», «Лесная песня »…
Осенью 1945 года театр, который получил новое название — Луганский украинский музыкально-драматический театр, открыл свой первый театральный сезон в г. Луганске. Театр вынес на суд луганского зрителя спектакль по пьесе Н.Старицкого «Ой не ходи, Григорий и на вечеринку». Это событие широко освещалось в местной прессе, которая отмечала не только мастерство актеров, но и радость зрителей, их веру в наступающую мирную жизнь.
Высокой оценкой вклада коллектива театра в развитие театрального искусства стало присвоение ему в 1947 году имени великого русского драматурга А.Н.Островского.
На долгие годы связали свою творческую судьбу с театром заслуженный артист Украины В.Стороженко, Ф.Лукьяненко, Н. Ермоленко, А.Дядюра, С. Омельчук, Е.Селецкая, В.Салтовская, С.Харьковецкий, Галина и Александр Некряч, В.Ольховская, Л.Бурмогина, актеры Т. Момот, Ю.Морфесси, Д.Сиринек, В.Торба, И.Лопатниченко, М. Лотешко, А.Чаплыгина, В.Фурсенко. И.Тарасов. И.Быков, заведующий музыкальной частью Я.Боровский. Во главе театра были известные режиссеры: заслуженный артист Украины Г. Ефименко, А.Бондаренко, народный артист Украины П.Ветров. Эти замечательные актеры и режиссеры и заложили основу, которую позже назовут Луганской театральной школой.
Театр, как и человек, подвержен испытаниям не только славой …В начале 60-х постановлением Совета Министров Луганский украинский музыкально-драматический театр им.А.Н. Островского был ликвидирован. С 1 января 1963 года был создан Луганский областной драматический театр с двумя труппами: русской и украинской. В украинской труппе осталось всего 13 актеров…
Это необдуманное, губительное для украинского и русского театров решение не только осложнило художественно-творческий процесс, но и привело к оттоку большого количества талантливых актеров.
В октябре 1970 года приказом №66-Н Министерства культуры СССР от 23 октября 1970 года театр был снова переименован, на это раз в областной музыкально-драматический театр с двумя труппами.
Двадцать семь лет в Луганске существовал объединенный театр с двумя труппами. За несколько лет сменилось пятнадцать режиссеров, однако,
несмотря на все испытания, коллектив сохранил дух и традиции украинского театра, не потерял энергии созидания, ибо черпал силу и вдохновение из бессмертного источника родного языка, целебной народной мудрости, жизненной сокровищницы украинской классики.
Каждые новые спектакли театра неизменно становились событием в культурной жизни Луганщины, пользовались успехом и любовью зрителей.
С театром плодотворно работали режиссеры: В.Добровольский. В.Бабич, В.Булатова, М.Ермоленко. Театр был удостоен звания лауреата премии им. «Молодой Гвардии», отмечен дипломами многочисленных театральных фестивалей.
Историю театра творят его люди. Особую роль в возрождении Луганского украинского музыкально-драматического театра сыграл народный артист Украины Михаил Васильевич Голубович. Человек в высшей степени справедливый, он много лет своей жизни отдал восстановлению справедливости по отношению к своему театру. Он, коллектив театр, общественность края добились своего: исполком областного Совета народных депутатов принял решение о реорганизации областного музыкально-драматического театра и создании на базе русской и украинской трупп с 1 февраля 1990 года областного украинского музыкально-драматического театра и областного русского драматического театра. Театр обрел статус самостоятельного и свое помещение по ул. Оборонной ,11.
Впечатляют гастрольные маршруты театра: нет такой республики в бывшем Советском Союзе, за редким исключением, где не был наш театр, где не звучало певучее украинское слово!
Трудный, тернистый путь театра не только нравственно закалил творческий коллектив, но и сформировал неповторимое театральное лицо, отличающееся свое особой сценической формой в современном прочтении классики, как украинской, так и мировой, в новаторском решении сценического пространства, в котором гармонично сочетаются музыка, пластика, свет, сценография, актерская работа, в воспроизведении художественными средствами мировоззрения человека.
Признанием высокого художественного уровня спектаклей, кропотливой работы коллектива по сохранению и развитию достижений украинской театральной культуры, непрерывного поиска новой театральной эстетики, создания собственных творческих традиций стало присвоение 21 февраля 2002 года Луганскому областному украинскому музыкально-драматическому театру статуса академического.
…Начало нового. 21-го века
Свой 60-й театральный сезон коллектив академического театра встретил интересной, масштабной работой – спектаклем «Варавва» по одноименной пьесе Мишеля де Гельдерода. Главную роль – разбойника Варавву сыграл народный артист Украины Михаил Голубович. Режиссер-постановщик и музыкальное оформление спектакля – Валентина Булатова, сценография – заслуженного деятеля искусств Украины В. Горбулина. В спектакле были задействованы ведущие актеры театра. Как писали газеты, «…спектакль ошеломил луганского зрителя своей масштабностью, исторической достоверностью и великолепной игрой актеров, игрой, как принято говорить, «на нерве». Спектакль много лет не сходил с афиш театра. Его и сейчас вспоминают с теплотой и любовью, и ждут, что «Варавва» еще вернется, чтобы мы поверили в Бога, поверили в себя.
В 2002 году режиссер-постановщик Николай Яремкив (г. Харьков) осуществил постановку спектакля по пьесе молодого киевского драматурга Ярослава Стельмаха «Спроси когда-нибудь у трав», посвященного подвигу юных героев «Молодой гвардии». Тема героизма, жертвенности и любви к своему Отечеству молодогвардейцев всегда волновали творческий коллектив театра и зрителей. В 2007 году режиссер А.Яворский ставит спектакль по сценарию руководителя литературной части театра В. Тимошенко «Это было в Краснодоне». Позже, в 2013 году, А.Яворский впервые в истории театра поставил на сцене рок-оперу «Распятая юность», либретто В.Зайцева, музыка Ю.Дерского. В рок-опере не было главных героев, героями были все молодогвардейцы, шагнувшие в бессмертие. Выпукло, образно были показаны палачи и предатели. Красной нитью через все действие песней и пластическим решением прошло жизненное кредо героев: «Если в душе твоей Родина есть, стать на защиту ее – это честь!».
Теме жертвенности и героизма была посвящена творческая удача театра – спектакль «Тарас Бульба», в котором главную роль ярко и убедительно сыграл М.Голубович. Позже он несколько сезонов отработал с этой ролью в ландшафтном спектакле на о. Хортица в г. Запорожье. После этих работ в театральных кругах разгорелся нешуточный спор: кто лучший Тарас Бульба – Богдан Ступка или Михаил Голубович? Теперь уже окончательно признано: оба великие и непревзойденные!
К «звездным» ролям народного артиста Украины Михаила Голубовича можно отнести главную роль в спектакле «Эзоп» по пьесе Г. Фигейредо «Лиса и виноград». Его Эзоп – мудрый, сильный, но такой ранимый человек, готовый к самопожертвованию во имя любви.
«Визиткой» театра, спектаклем на все времена стал спектакль по пьесе М.Старицкого «Ночь на Ивана Купала». Спектакль наполнен чарующей тайной, красотой и любовью. В главной роли – народная артистка Украины Наталья Коваль. Эти и другие спектакли стали лауреатами и дипломантами многих театральных фестивалей. Критика отмечала, что «…на протяжении ряда фестивалей наивысший успех в классике – у Луганского театра». Журнал «Артлайн» №9, 2011 год: «Луганчане фактически с земли подняли покрытую пылью национальную классику и поднесли ее до уровня шедевров мировой драматургии».
Постановка классики всегда требует особого подхода и настроения. Есть риск повторения, копирования, плагиата. Найти собственную интересную трактовку известного произведения непросто. И если режиссер берется за такую работу, то заранее обрекает себя на неоднозначное восприятие зрителей. Такое случалось, но театр оставался верен себе — творческий поиск, умноженный на мастерство актеров равен зрительскому интересу к спектаклям.
Украинский академический театр неоднократно обращался к классической драматургии: «Гамлет», «Два джентльмена с Вероны», «Ромео и Джульетта» В. Шекспира, «Шесть персонажей в поисках автора» Л.Пиранделло, «Учитель танцев» Лопе де Вега, «Донна Люция» Т. Брандона, «Украденное счастье» И.Франко и другие.
… Июль 2014 года. Боевые действия на Донбассе. Закрытие очередного театрального сезона. В театре царит напряженная атмосфера, атмосфера не страха, а тревожного ожидания. Последний спектакль сезона — «Нам всем одна досталась роль. Зрительный зал заполнен наполовину. В опустевшем Луганске редко где встретишь такое скопление людей. Бывалые зрители, вспоминая этот день, отдают дань мужеству служителей театра. В зале звучала фонограмма – свист снарядов, взрывы. А на улице это происходило на самом деле. Всем было страшно, страшно было и актерам. Многие зрители в зале плакали, многие из актеров плакали на сцене. И таким особым смыслом были наполнены слова песни: «Уже идет три месяца война, и на земле горящей беды множит. Как много бед, но Родина одна!»
Некоторые актеры покинули театр, они были вынуждены искать места, где не бомбят и не стреляют. Их никто не осуждает. Они спасали своих детей, стариков, взвалив на себя страшную ношу – быть беженцем в своей стране. Но были и другие, которые по-воровски, прихватив печать и важнейшие документы театра, бежали к новым «хозяевам», выставляя себя «новомученниками украинского искусства».
Жизнь в театре разделилась на «до войны», «во время войны и блокады» и на нынешнее время, время становления Республики. Во время боевых действий оставшаяся часть труппы, их семьи, практически переселились в театр. Наличие подвалов, толстые стены театра могли защитить от снарядов. Но прочнее их была сплоченность в общей беде, желание, во что бы то ни стало, сохранить свой театр. Рядом с ними в эти страшные дни был их ангел-хранитель – художественный руководитель театра, народный артист Украины Михаил Васильевич Голубович. Он не только поддерживал моральный дух актеров и работников театра, а незаметно, как он это умеет, отвлекал от горестных дум, ставя перед ними вполне конкретные творческие задачи. В эти дни рождались замыслы новых спектаклей и концертных программ, создавались спектакли для детей, шли репетиции. Самому же Михаилу Васильевичу в подвалах отсиживаться не довелось – некогда было. Нужно было ежедневно помогать актерам и их семьям доставать хлеб, воду, продукты. Насколько это было сложно, знают все луганчане, пережившие блокаду.
«Однажды,- вспоминал Михаил Васильевич – пошел я пешком получать хлеб. Навстречу незнакомый мужичок на велосипеде: Вы за хлебом? Так уже закончился. Я четыре буханки взял, возьмите одну…. Жалею, что не спросил имя этого человека, ведь его хлеб, по-братски разделенный на всех актеров, был самым вкусным в жизни». Его, известного актера театра и кино, многочисленные друзья звали отсидеться у них в Москве, в Крыму, в других городах и даже странах. Отказывая им, он всегда говорил: «Мне нельзя уезжать, мне верят люди. Оставить их одних в беде? А как мне жить после этого? Как я буду выходить на сцену?»
Актеров нашего театра часто спрашивают об одном: не оттолкнули те военные события зрителей от спектаклей на украинском языке? Ответ один – наша молодая Республика воюет не с украинской культурой и языком, а с проявлением украинского неонацизма. А это, согласитесь, разные вещи. Практически все спектакли украинского театра проходят с аншлагом. Украинский язык, как и русский, два государственных языка в Республике, и они живут, обогащая друг друга.
Война на Донбассе оставила после себя не только разрушения. Изменились люди, они стали дорожить общением, каждым мигом мирной жизни, их, как магнитом, стало притягивать к себе искусство театра, музыки. Статистика свидетельствует, что театрально-концертные залы Луганска зачастую не могут вместить зрителей, что не так уж часто случалось тогда, до войны. Секрет такого успеха прост: искусство очищает души, лечит их, вселяет веру и надежду, искусство сражается за каждого человека. Изменились и актеры, они стали чище и мудрее, более требовательными к себе, к своему мастерству, к каждому слову.
К концу сентября 2014 года основной «костяк» театра собрался. В помещении театра еще не было электричества, воды. Но коллектив принял решение заняться восстановлением театра, его репертуара, вводом в спектакли творческой молодежи.
Во всем мире принято считать, что театр начинается с вешалки. Возможно, это так. Но наш театр, его служители, считают, что театр начинается… с любви. С любви к зрителям. Эта любовь – особый талант и понимание ради кого или чего актеры выходят на сцену, чтобы не повторить, а пережить поступки, взлеты и падения своих героев. Умудренные жизнью актеры часто говорят, что добиться вершин в мастерстве можно лишь завоевав сердца самых главных зрителей театра — детей. Достичь этого можно лишь любовью. Маленький зритель — он самый искренний и справедливый на свете. Он верит тому, что происходит на сцене, верит каждому слову героя, впитывает в себя энергию и настроение, исходящие со сцены. Одновременно он и самый строгий критик потому, что чувствует малейшую фальшь или равнодушие актеров.
В театре к спектаклям для детей отношение всегда было особое. Поставить сказку или сыграть в ней — мечта многих актеров театра, и конкуренция здесь нешуточная. Признанным лидером в этом соревновании, несомненно, является ведущий актер театра, засл. артист Украины Александр Редя. Творческий потенциал этого актера велик: от жалкого в своей глупой ярости разбойника в сказке до драматических вершин шекспировского Гамлета. А.Редя без преувеличения — главный сказочник театра. Он, чье актерское амплуа, как говорили раньше, герой-любовник, с особым трепетом относится к своим работам в спектаклях для детей. Их было десятки — больших и не очень, со словами или без них. Особая страница в его актерской биографии отведена музыкальной сказке, спектаклю по роману Р. Стивенсона «Остров сокровищ». В этом спектакле А.Редя был автором сценария, режиссером, постановщиком боев. Кроме того, он взял на себя сценографию и эскизы костюмов. Первая премьера спектакля состоялась 16 апреля 2014 года, и прошла практически незамеченной. Луганск в эти дни с тревогой ожидал развязки трагического конфликта победителей «путча» с Донбассом. К сожалению, это закончилось войной. Так случилось, что главным спектаклем в прифронтовом, блокадном Луганске стал «Остров сокровищ». Актеры понимали — как только наступит передышка и прекратятся бомбежки и обстрелы — нужно будет спасать детей, лечить их израненные души. Лучшего лекарства, чем этот спектакль, наполненный музыкой, песнями, отточенными до виртуозности танцами, акробатическими трюками, нет.
24 февраля 2015 года состоялось второе рождение, вторая премьера этого остросюжетного музыкального представления. Спектакль имел ошеломляющий успех! Дети живо сопереживали героям, радовались, восторгались, смеялись над проделками героев. Они забыли на время войну. Сидящие рядом с детьми взрослые, глядя на это буйство эмоций в зале и на сцене, не стеснялись своих слез.
Открыть 74-й театральный сезон 2014-2015г.г. было решено мюзиклом «Такое еврейское счастье» С.Смеяна по повести А. Каневского «Май нейм из Маня». В главной роли бабы Мани – народная артистка Украины Наталья Коваль. Ее баба Маня заставила зал смеяться и плакать, радоваться и негодовать, сопереживать героям.
К началу театрального сезона была восстановлена большая часть текущего репертуара. Зрители ждали встречи с уже полюбившимися героями спектаклей, среди которых: комедия-фарс «Донна Люция» (Т.Брандон, муз. О.Фельцмана, режиссер-постановщик – засл. деятель искусств Украины В.Бегма), музыкальная комедия «Сватовство на Гончаровке» (Г.Квитки-Основьяненко, режиссер-постановщик- засл. деятель искусств Украины В.Московченко), музыкальная комедия «Нам всем одна досталась роль…» ( по пьесе Б. Рацера и В. Константинова, муз. А.Колкера, режиссер-постановщик- засл. деятель искусств Украины В.Московченко), история одной любви «Адель» ( по пьесе Е.Таганова, режиссер-постановщик – В.Булатова, в главных ролях- народные артисты Украины М.Голубович и Н.Коваль), рок-опера «Распятая юность» (либретто В.Зайцева, муз. Ю.Дерского, режиссер-постановщик – засл. артист Украины А.Яворский), а так же детские музыкальные сказки, автор и режиссер-постановщик которых — засл. артист Украины А.Редя: «Летучий корабль» (по мотивам русской народной сказки , муз. М.Дунаевского), «Иван Дурак и Кощей Бессмертный»( по мотивам русских народних сказок), «Наследство волшебника Бахрама» ( по мотивам сказки Э. Успенского, режиссер-постановщик Н.Ляховец ).
74-й театральный сезон порадовал зрителей новыми премьерами: музыкальным спектаклем «Кавалер роз» (А.Курейчик. по мотивам либретто Гуго фон Гофмансталя, режиссер-постановщик – засл. артист Украины А.Яворский, сценография- засл. деятеля искусств Украины В.Горбулина), и лебединый реквием «А зори здесь тихие…» (инсценировка Ю.Любимова и Б.Глаголина по повести Б.Васильева, режиссера-постановщика – засл. артиста Украины А.Яворского, сценография – засл. деятеля искусств Украины В.Горбулина, хореография – О.Тарасенко, хормейстер – И.Юсупова). Спектакль в буквальном смысле потряс зрителя! Это было стремительное, многоплановое, захватывающее зрелище. Да, тяжелое. Да, трагическое. Да, зал рукоплескал актерам со слезами на глазах. Долго рукоплескал и долго плакал. Вот такая большая цена нашей общей победы. Мы помним.
К 70-летию Победы театр в очередной раз удивил и порадовал зрителей спектаклем-концертом «Непокоренные», автор и режиссер которого – засл. артист Украины А.Яворский. Это был концерт-память, концерт-надежда и концерт-предупреждение. В спектакле-концерте была задействована вся труппа театра.
Ноябрь 2015 года… Постепенно в городе оживает жизнь: работают магазины, рынки, запущены по привычным маршрутам троллейбусы. В город массово возвращаются люди. Заметно изменился и зритель в театральних залах. Все чаще и чаще раздается в них радостный смех детворы. Но в театрах по-прежнему не хватает актеров. На помощь театральным труппам пришли студенты старших курсов Луганской академии культуры и искусств им. М.Матусовского. У них, в отличии от сверстников довоенной поры, небыло времени на постепенный ввод в действующий репертуар. Многие получили такие роли, к которым в мирное время актеры идут годами. Это был строгий экзамен, который большинство из них выдержали с честью!
В ноябре 2015 года руководство театра принимает решение, которое вызвало немало разговоров в театральных кругах: открывает театральную студию «Воображариум». В студию после строгого экзамена было принято 60 человек от 7 до 14 лет. Руководство Республики изыскало возможность для капитального ремонта малого зрительного зала на 150 мест, а театр передал его студии. В преподавательский состав студии вошли ведущие актеры театра: народная артистка Украины Наталья Коваль, заслуженный артист Украины Анатолий Яворский, Ольга Тарасенко, Георгий Пачкория, Дарья Сидяченко.
Младшая группа учащихся театральной студии дебютировала в музыкальной сказке В.Гайдая «Кто украл Новый год?» в постановке засл. артиста Украины А.Яворского. Воспитанники студии приняли участие в видео-проекте театра «Мы помним подвиг наших дедов», по священного Дню Победы, который транслировался по республиканскому телевидению.
В предверии Дня Победы режиссером театра А.Яворским был снят короткометражный фильм «Если бы не вы…». В фильме снимались актеры театра, младшая группа студии, ветераны Великой Отечественной войны.
Воспитанники старшей группы студии дебютировали в спектакле-концерте «Непокоренные», который с большим успехом идет в театре. Они же заняты и в новой премьере театра – детском мюзикле «Пеппи Длинныйчулок» по мотивам повести-сказки А.Линдгрен, в постановке Г.Пачкория.
Первые творческие успехи «Воображариума» дают право утверждать, что театр закладывает, создает свое будущее сегодня.
В блокадные месяцы 2014-2015 г.г. театр выжил благодаря помощи руководства молодой Республики. Актеров и их семьи от голода спасала гумманитарная помощь России и актерское братство. Весной 2015 года по инициативе коллектива театр возглавил В.Г.Балджи, до этого более 30 лет проработавший в нем. Талантливый организатор, опытный хозяйственник, он приложил максимум усилий, чтобы выжить коллективу в это трудное время. Благодаря ему той же весной состоялись гастроли театра по городам Ростовской области Российской Федерации: Новочерасск, Шахты, Каменоломни, п.Целина и др.
В гастрольной афише театра были: героическая музыкальная комедия «Нам всем одна досталась роль…», рок-опера «Распятая юность», и сказки: «Летучий корабль», «Иван Дурак и Кощей Бессмертный». Об успешных гастролях свидетельствует тот факт, что уже в сентябре 2015 года театр вновь был приглашен в Ростовскую область со спектаклями «Нам всем одна досталась роль…», рок-оперой «Распятая юность», музыкальной сказкой «Остров сокровищ». Стоит ли говорить, что горячая поддержка зрителей и коллег-актеров, финансовая составляющая гастролей придали новые силы творческому колективу?
Утверждают, что существует магия чисел, которая определяет судьбу. Если это так, то такими, определяющими судьбу нашого театра, стали числа: 4, 1. Год создания театра – 1941-й, год испытания войной – 2014-й. Дважды в своей истории театр становился прифронтовым. Так же, как в 1941 году в театре были созданы концертне бригады, которые дали 24 концерта, зачастую, под «аккомпанемент» взрывов. Во время боевых действий театр распахнул свои двери для вех желающих. В театр люди шли как в Храм, в Храм души.
Молодая Республика по достоинству оценила работу театра, его актеров. Указом Главы Луганской Народной Республики художественному руководителю театра М.В.Голубовичу присвоено Почетное звание народного артиста ЛНР, актрисе Н. Стародубцевой — звание заслуженной артистки ЛНР.
Луганский академический украинский музыкально-драматический театр с честью выдержал испытания огнем, блокадой, став на защиту своего Отечества , города, зрителей, заняв оборону против сил зла, лжи и подлости. К своему статусу «академический» театр прибавил, как боевую награду, слова «на Оборонной»…