Луганский академический украинский музыкально-драматический театр на Оборонной представил премьеру моноспектакля «Сказ про Федота-стрельца, удалого молодца» по пьесе Леонида Филатова.
Режиссером-постановщиком, а также исполнителем моноспектакля, который состоялся в малом зале учреждения культуры, стал заслуженный артист Украины Александр Редя.
Актер отметил, что несмотря на «вырезанную цензурой советского периода» часть текста, он «выдал произведение полностью».
«Сейчас проще — демократия в ходу, но все актуально, все про сегодняшний день», — сказал он.
Говоря о смелости взять материал, который после «гениального прочтения автором» не имел настоящего успеха у других артистов, Редя сообщил, что нашел «простую истину, выводящую ситуацию из тупика». По его мнению, неудачные спектакли, экранизация и даже мультипликация произведения про стрельца связаны с тем, что «интерпретаторы не решились найти или не смогли найти свое видение, а пользовались видением автора».
«Я даже не пытался его переиграть. Во-первых, это было бы бесполезно, а во-вторых, он пьесу не играл, он шел от себя, он просто цитировал свое произведение от имени его персонажей. А вот именно сыграть персонажей, показать образы – это совершенно другое. Поэтому я показал свою версию сказки, я ее показал, как вижу ее я», — пояснил режиссер постановки.
Артист рассказал, что заложенные в произведение темы любовного треугольника или противоборства руководства и подчиненного актуальны сейчас и будут актуальны в будущем, что характеризует его как классику. При этом образы, описанные Филатовым, по мнению исполнителя, настолько живы и говорящи, что зритель без труда найдет их в своей жизни.
«Образы мне являлись во время репетиций, по вдохновению, скажем так. Федот – это же лицо нашего простого народа — подчиненного народа, но остающегося свободным и вольным в душе. Царь – это лицо нашего руководства: хитрого, расчетливого, любящего власть и пытающегося остаться на плаву. Дочь царя я сделал девочкой-кокеткой, у которой все есть, которая бесится с жиру и ничего не хочет – это образ современной «золотой молодежи». Баба Яга — это, опять же, наш народ, который сначала дурачком прикинется, поймет, чего от него хотят, а потом уже выдаст на-гора. Нянька – это контрэго самой царевны, которая знает, как надо жить и поучает даже самого царя. Маруся – это простота, открытость и чистая любовь, это тот идеал, к которому мы все стремимся. Там все актуально, но конкретных прототипов у моих героев нет, я исходил из текста самого Леонида Алексеевича», — раскрыл образы своих персонажей исполнитель.
Редя подчеркнул, что моноспектакль – это «самый тяжелый театральный жанр, потому что ты один гребешь весь спектакль», но взяться за него подтолкнули «амбиции в хорошем смысле слова», что дает возможность профессионально развиваться.
«Это безумно тяжело. А поскольку у меня уже был дуэтный спектакль «Академия смеха», я подумал, а почему бы не пойти дальше. И вот пробую и призываю к этому всех актеров», — добавил дебютант.
Его коллега по цеху, заслуженный артист ЛНР Виталий Лясников отметил, что «Редя является большим мастером, на протяжении многих лет приковывающим внимание зрителей».
«И этот моноспектакль является очередным этапом, который в дальнейшем будет иметь свое продолжение. Мы с ним играли в спектакле на двух актеров, и он переступил через это ограничение, устремился к новым высотам, и теперь он один на сцене. Он способен держать внимание большого количества зрителей, он очень интересный, он самобытный и он, действительно, способен поднять этот непростой жанр моноспектакля», — выразил он свое мнение.